О первом члене Символа веры
76. Что означает веровать в Бога?
Веровать в Бога значит иметь живую уверенность в Его бытии, свойствах и действиях и всем сердцем принимать откровение Его о спасении человеческого рода.
77. Из Священного Писания можно узнать, в чем должна состоять вера в Бога.
Апостол Павел пишет: Без веры угодить Богу не возможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает (Евр. 11:6). Действие веры в христианах апостол изображает в следующей молитве о них к Богу: Да даст вам, по Богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши (Еф. 3:16-17).
78. Что является действием веры в Бога?
Ближайшим и непременным действием сердечной веры в Бога должно быть исповедание самой веры.
79. Что означает исповедовать веру в Бога?
Исповедовать веру — значит открыто признавать, что мы православные, и исповедовать это с такой искренностью и твердостью, чтобы ни прельщения, ни угрозы, ни мучения, ни сама смерть не могли заставить нас отречься от веры в истинного Бога и в Господа нашего Иисуса Христа.
80. Необходимо ли открыто исповедовать свою веру?
Апостол Павел свидетельствует, что открытое исповедание веры необходимо для спасения: Потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению (Рим. 10:10).
81. Для спасения нужно не только веровать,
но и исповедовать православную веру, потому что если бы кто-либо для сохранения своей временной жизни или земных выгод отрёкся от исповедания веры, то показал бы этим, что не имеет истинной веры в Бога Спасителя и в будущую блаженную жизнь.
82. Почему в Символе веры говорится о вере в единого Бога?
В Символе веры не сказано: верую в Бога, но прибавлено: во единаго Бога — для того, чтобы отвергнуть ложное учение язычников, которые, почитая творение Божие Богом, думали, что Богов много.
83. Как Священное Писание говорит о единстве Божием?
Слова учения Священного Писания о единственности Бога внесены в Символ веры из изречения апостола Павла: Нет иного Бога, кроме Единого. Ибо, хотя и есть так называемые Боги, или на небе, или на земле, так как есть много Богов и господ много; Но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им (1 Кор. 8:4-6).
84. Возможно ли познание существа Божия?
Существо Божие познать нельзя. Оно выше всякого познания не только человека, но и ангелов.
85. Об этом в Священном Писании через апостола Павла сказано,
что Бог обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может (1 Тим. 6:16).
86. Каковы свойства Божии?
Из откровения Божия можно заимствовать следующие понятия о существе и существенных свойствах Божиих: Бог есть Дух вечный, всеблагой, всеведущий, всеправедный, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, вседовольный, всеблаженный.
87. Все это можно видеть из Священного Писания.
Сам Господь Иисус Христос сказал, что Бог есть дух (Ин. 4:24). О вечности Божией говорит пророк Давид: Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог (Пс. 89:3). В Апокалипсисе читается следующее славословие Богу: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет (Откр. 4:8). Апостол Павел говорит, что Евангелие возвещено по повелению Вечнаго Бога (Рим. 14:25).
О благости Божией Сам Иисус Христос сказал: Никто не благ, как только один Бог (Мф. 19:17). Апостол Иоанн говорит: Бог есть любовь (1 Ин.4:16). Пророк Давид воспевает: Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его (Пс. 144:8-9).
О всеведении Божием апостол Иоанн говорит: Бог больше сердца нашего и знает все (1 Ин.3:20). Апостол Павел восклицает: О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! (Рим. 11:33).
О правосудии Божием пророк Давид поёт: Господь праведен, любит правду; лице Его видит праведника (Пс. 10:7). Апостол Павел говорит, что Бог воздаст каждому по делам его (Рим. 2:6) и что нет лицеприятия у Бога (Рим. 2:11).
О всемогуществе Божием псалмопевец говорит: Он сказал, — и сделалось; Он повелел, и явилось (Пс. 32:9). Архангел Гавриил говорит в Евангелии: у Бога не останется безсильным никакое слово (Лк. 1:37).
Вездесущие Божие пророк Давид изображает так: Куда пойду от духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюся на край моря, — и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя. Скажу ли: может быть, тьма сокроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью, но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет (Пс. 138:7-12).
Апостол Иаков пишет, что у Отца светов нет изменения и ни тени перемены (Иак. 1:17).
Апостол Павел говорит, что Бог не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все (Деян. 17:25). Он же именует Бога: блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих (1 Тим. 6:15).
88. Почему Священное Писание приписывает Богу телесные органы?
Бог есть Дух, однако Священное Писание приписывает Ему телесные органы, например: сердце, очи, уши, руки. Священное Писание применяется в этом к обычному человеческому языку, а понимать надо в духовном и высшем смысле, например: сердце Божие значит благость, или любовь Божия, очи и уши означают всеведение, руки — всемогущество.
89. Где обитает Бог?
Бог везде, но на небесах есть особое присутствие Его, являемое в вечной славе блаженным духам; также в храмах есть особое присутствие Его, благодатное и таинственное, благоговейно познаваемое, ощущаемое верующими и являемое иногда в особых знамениях.
Иисус Христос говорит: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их (Мф. 18:20).
90. Как понимать слова Символа "верую во единаго Бога Отца"?
Слова Символа: Верую во единаго (одного) Бога Отца следует понимать в смысле отношения к тайне Святой Троицы, потому что Бог один по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная.
91. Как говорит Священное Писание о святой троице?
Главнейшие изречения об этом в Новом Завете следующие: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28:19). Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино (1Ин.5.7).
92. О Святой Троице говорится и в Ветхом Завете, но не так ясно. Например: Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их (Пс. 32:6). Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! (Ис.6:3).
93. Можно ли постигнуть триединство Божие?
Бог один в трех лицах. Мы не постигаем этой внутренней тайны Божества, но верим в неё по непреложному свидетельству слова Божия: Божиего никто не знает, кроме Духа Божия (1 Кор. 2:11).
94. Каково различие лиц Святой Троицы?
Между лицами Святой Троицы различие в том, что Бог Отец не рождается и не исходит от другого лица; Сын Божий предвечно рождается от Отца; Святой Дух предвечно исходит от Отца.
95. Какое достоинство имеют лица Святой Троицы?
Три ипостаси, или лица Святой Троицы — совершенно равного Божественного достоинства. Как Отец есть истинный Бог, так равно и Сын есть истинный Бог, равно и Святой Дух есть истинный Бог; но притом так, что в этих трёх ипостасях явлен один триипостасный Бог.
96. Почему Бог называется вседержителем?
Бог называется вседержителем потому, что Он всё, что ни есть, содержит в Своей силе и в Своей воле.
97. Почему Бога мы именуем творцом?
Слова Символа веры: Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым говорят о том, что всё сотворено Богом и ничто не может быть без Бога.
98. Эти слова взяты из Священного Писания.
Книга Бытия начинается словами: В начале сотворил Бог небо и землю (Быт. 1:1). Апостол Павел об Иисусе Христе, Сыне Божием, говорит: Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано (Кол 1:16).
99. Кого мы подразумеваем под названием "невидимых"?
В Символе веры под наименованием невидимых следует понимать невидимый, или духовный мир, к которому принадлежат ангелы.
100. Кто такие ангелы?
Ангелы — духи бесплотные, одарённые умом, волей и могуществом.
101. Имя ангел значит вестник.
102. Они так названы потому, что Бог посылает свою волю.
Так, например, Архангел Гавриил был послан предвозвестить Пресвятой Деве Марии зачатие Спасителя.
103. Кто сотворен раньше: люди или ангелы?
Невидимое сотворено прежде видимого, и Ангелы — прежде людей (Православное исповедание, ч. 1, вопрос 18).
104. Свидетельство об это можно найти в Священном Писании.
В книге Иова Сам Бог о сотворении земли говорит так: На чем утверждены основания ея, или кто положил краеугольный камень ея, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости? (Иов. 38:6,7).
105. Кто такие ангелы хранители?
Название Ангела хранителя взято из следующих слов Священного Писания: Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих (Пс. 90:11).
106. Для каждого из нас есть ангелы_хранители.
В этом удостоверяют нас следующие слова Господа Иисуса Христа: Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего небесного (Мф. 18:10).
107. Кто такие демоны?
Не все ангелы добры и благодетельны. Есть злые ангелы, которых иначе называют диаволами или бесами.
108. Они сотворены добрыми. Но стали злыми
потому, что нарушили долг совершенного повиновения Богу и таким образом отпали от Него, и впали в самолюбие, гордость и злобу. По изречению апостола Иуды, это ангелы, не сохранившие своего достоинства, но оставившие свое жилище (Иуд. 1:6).
109. Что означает слово "диавол"?
Слово диавол значит клеветник или обольститель.
110. Почему злые ангелы называются диаволами?
Злые ангелы называются диаволами потому, что будучи коварными в отношении людей, обольщая их, внушают им ложные мысли и злые желания.
Об этом Иисус Христос неверующим иудеям говорит: Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала, и не устоял в истине; ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое; ибо он лжец и отец лжи (Ин. 8:44).
111. Что говорит Священное Писание о сотворении мира?
Священное Писание открыло нам о сотворении мира то, что в начале Бог из ничего сотворил небо и землю. Земля была необразована и пуста. Затем Бог постепенно сотворил: в первый день бытия мира — свет; во второй день — твердь, или видимое небо; в третий — вместилища вод на земле, сушу и растения; в четвертый — солнце, луну и звёзды; в пятый — рыб и птиц; в шестой — живущих на суше животных, и, наконец, человека. Человеком творение закончилось, и в седьмой день Бог прекратил Свои дела творения. Поэтому седьмой день назван субботой, что в переводе с еврейского языка означает покой (см. Быт. 2:2).
112. Такими ли сотворены видимые твари, как они выглядят сейчас?
Видимые твари сотворены не такими, какими мы их видим сейчас. При сотворении всё было хорошо, т.е. чисто, прекрасно и безвредно.
113. Какова особенность сотворения человека?
Бог во Святой Троице сказал: Сотворим человека по образу Нашему, и по подобию Нашему (Быт. 1:26). И сотворил Бог из земли тело первого человека Адама, вдунул в лицо его дыхание жизни, ввёл Адама в рай, дал ему в пищу, помимо прочих райских плодов, плоды с дерева жизни; наконец, взяв у Адама во время сна ребро, создал из него первую жену — Еву (см. Быт. 2:21-22).
114. В чём состоит образ Божий?
Образ Божий состоит, по объяснению апостол Павла, в праведности и святости истины (Еф. 4:24).
115. Что такое дыхание жизни?
Дыхание жизни — это душа, существо духовное и бессмертное.
116. Что такое рай?
Слово рай означает сад. Так названо прекрасное и блаженное жилище первого человека, описанное в книге Бытия подобным саду.
117. Как мы понимаем рай, в котором пребывали первые люди?
Рай, в котором пребывали первые люди, был для тела вещественным, как видимое блаженное жилище; а для души — духовным, как состояние благодатного общения с Богом и духовного созерцания Божиего творения (см. святого Григория Богослова, слово 38, 42; святого Иоанна Дамаскина, Богословие, кн. 2, гл. 12, ст. 3).
118. Что такое дерево жизни?
Дерево жизни — это дерево, питаясь плодами которого тело человека было бы безболезненно и бессмертно.
119. Почему ева создана из ребра Адама?
Ева создана из ребра Адама для того, чтобы весь род человеческий по своему происхождению был одним телом и чтобы благодаря этому люди естественно склонны были любить и беречь друг друга.
120. Каково предназначение человека?
Предназначение человека состоит в том, чтобы он познавал Бога, любил и прославлял Его и благодаря этому вечно блаженствовал.
121. Что мы называем предопределением Божиим?
Предопределением Божиим называется изволение Божие о предназначении человека к вечному блаженству.
122. Предопределение Божие о блаженстве человека
остаётся неизменным даже сейчас, когда человек не блаженствует. Уклонившемуся от пути блаженства человеку Бог по предведению и по бесконечному милосердию Своему изволил открыть новый путь к блаженству через единородного Сына Своего Иисуса Христа. Избрал нас в Нем прежде создания мира (Еф. 1:4), — говорит апостол Павел.
123. Каково предопределение Божие по отношению к людям вообще, и к каждому человеку в частности?
Бог предопределил и даровал всем людям предваряющую благодать и средства к достижению блаженства. Непосредственно к блаженству Он предопределил тех, кто подаваемую Им благодать добровольно приемлет, употребляет подаваемые Им спасительные средства и идёт к блаженству указанным Им путем.
124. Слово Божие говорит об этом так:
Кого Он предузнал, тем и предопределил (Рим. 8:29).
125. В изложении веры восточных патриархов об этом сказано:
Поскольку Он предвидел, что одни хорошо будут пользоваться своей свободной волей, а другие плохо, то одних предопределил к славе, а других осудил (член 2-й).
126. Что мы называем промыслом Божиим?
Промыслом Божиим называется имеющее место вслед за сотворением мира и человека действие Божие по отношению к миру и особенно к человеку.
127. Промысел Божий есть непрестанное действие
всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям.
128. Как говорится о промысле Божием в Священном Писании?
О промысле Божием в Священном Писании Сам Господь Иисус Христос говорит: Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? (Мф. 6:26). В этих словах виден как общий промысел Божий о тварях, так и особый — о человек