4.a (продолжение)
Архимандрит Зинон "О единении"
До революции у нас ограничивались только диалогами с англиканами и со старокатоликами. Почему они поощрялись правительством и церковной властью? Потому что, во-первых, в Англии Церковь - государственная, а, во-вторых, и англикане и старокатолики составляли оппозицию Риму, а Рима у нас боялись больше татарской орды. Сейчас эти диалоги прекращены, потому что и те, и другие стали рукополагать женщин (и англикане и старокатолики имеют между собой евхаристическое общение).
Или, например, наши старообрядцы. Отсутствие богословской мысли, ее упадок или ее оцепенение говорит о том, что это общество отторгнуто от живительных источников Церкви, от Тела Христова, и, стало быть, как всякая отсеченная ветвь, засыхает. Так же и наши "зарубежники" - какая у них богословская мысль?.. Они или переиздают книжки столетней давности, или, если что-нибудь и пишут сейчас, то это - проповедь ненависти. Это мало похоже на христианство! Целью выставляется любовь к Богу и ревность о защите чистоты веры, - но разве можно во имя Божие проповедовать ненависть?! Всякий раскол, всякая ересь, всякое отпадение от Церкви рано или поздно приносит худые плоды.
Экуменизм - от греческого "ойкумена", что значит "населенная часть суши", - это стремление к таким контактам, которые бы привели, наконец, к единству христиан. Великий раскол XI века лучшими представителями и Западной, и Восточной Церквей воспринимался всегда как явление трагическое. Во все времена были личности, которые выражали сокровенные чаяния обеих Церквей. Ибо никто не может быть удовлетворен тем, что христианский мир раскололся. Ведь Христос молился о единстве всех своих последователей, этому посвящена целая глава в Евангелии от Иоанна.
Мне рассказывал один человек, который прошел сталинские лагеря, что там-то и были подлинные экуменические контакты. Вместе, к примеру, собирались епископ католический, епископ православный, протестант, - и речи не было ни о каких разногласиях вероучебного характера. Перед лавиной зла все это стерлось, они видели друг в друге только братьев, которые в свою меру и по-своему стремятся ко Христу.
Созыв Вселенских Соборов является признаком жизнедеятельности Церкви, и то что у нас уже больше 1000 лет не было Соборов - явление катастрофическое. Но беда еще и в том, что сейчас есть мнение, что Собор не только не нужен, но и невозможен, а это уже экклезиологическая ересь, потому что сказать, что Собор невозможен - это то же самое, что сказать: врата адовы одолели Церковь. И я абсолютно уверен, что если у нас сейчас боятся говорить о Соборе, то боятся опять же потому, что среди народа ходит мнение, что 8-ой Вселенский Собор будет собором антихриста. Но это же чистый вздор!