Архимандрит Зинон "О единении"
...Надо помнить, что Церковь разделиться не может, потому что Глава Церкви - Христос.
Я думаю, что когда мы говорим о экуменизме, нужно иметь в виду, в первую очередь, уврачевание мучительной раны - отношений между Православной Церковью и Католической. И этот вопрос никогда не снимался. Всегда были и в Католической, и в Православной Церкви люди, которые остро ощущали эту боль. Не было такого столетия, и даже десятилетия, когда бы эта проблема не обсуждалась, - что-нибудь это да значит!
Никто из серьезных православных богословов не дерзнет вслух заявить, что Католическая Церковь - это не Церковь. Да и сама жизнь нашей Церкви доказывает, что мы так не думаем, потому что мы приемлем таинства Римской Церкви, а таинства могут быть только в Церкви, вне Церкви их не существует. Коли мы признаем апостольское преемство Католической Церкви, Крещение и другие таинства, почему мы не приемлем Евхаристию?
Разделились человеческие общества, разделился человеческий менталитет, а Церковь, конечно, осталась единой. Сейчас это две великих традиции, которые друг друга не исключают, а взаимно дополняют. И сегодня больше нужно делать акцент не на том, что нас разделяет, а на том, что у нас общего, - а общего гораздо больше. "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Ин. 13. 35), - эту заповедь о любви христиане нарушили, потому и случилась трагедия раскола. Первый великий раскол - в V веке, когда весь негреческий Восток отпал от Церкви, и второй великий раскол - с Римом. От оскудения любви умножились беззакония.
Конечно, теперь легко давать оценки, а какой была на деле ситуация в те времена - сейчас представить в точности трудно. Но для того Бог и дает время, чтобы люди на расстоянии увидели, к чему это привело. А привело это к тому, что у нас, в России, сначала считали еретиками католиков и протестантов, теперь стали считать еретиками греков, которые перешли на новый календарь. Потом зарубежная церковь стала считать еретической Московскую Патриархию, обвиняя ее в сергианской ереси. А теперь, если кто-нибудь заменяет церковно-славянский язык на русский, - это называют обновленчеством, и так далее, и конца этому не будет. Это очень мрачный симптом. Раскол в скрытых формах у нас уже наличествует. Официально это все еще как-то держится, а внутри - единства и любви среди христиан нет.
Все поместные восточные патриархаты друг с другом постоянно соперничали и именно на национальной и политической почве: русские - с греками, греки - с болгарами, болгары - с сербами. Легче всего анафематствовать всех - но это ничего не решает! Сейчас наступает время, когда речь будет идти о том, быть или не быть христианству, а не православию - русскому или греческому, когда всякая изоляция будет равносильна самоубийству. И если Русская Православная Церковь и сейчас законсервируется и отгородится от мира, то все это кончится трагически, - второй смертью, хуже первой. Вспомним, что и древние аскеты, и оптинские старцы, и самые выдающиеся русские святители - были очень открытыми людьми.