Мы должны быть едино с иудеями...
(Послание, переданное американскому
раввину А..Шнайдеру)
Дорогие братья, Шалом вам во имя Бога любви и мира, Бога отцов наших, Который явил Себя угоднику Своему Моисею в Купине Неопалимой и сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова (2Исх. 3, 6 0).
Он Сущий (Ягве) — Бог и Отец всех, а мы все братья, ибо мы все дети Ветхого Завета Его на Синае, который в Новом Завете, как мы, христиане, верим, обновлен Христом, как и Синайский Завет (Исх. 24, 8) Кровию Нового Завета. Эти два Завета являются двумя ступенями одной и той же «богочеловеческой религии», двумя моментами одного и того же «богочеловеческого процесса». В этом процессе становления Завета Бога с человеком Израиль стал избранным народом Божиим; которому были вверены закон и пророки.
Очень хорошо это выразил выдающийся иерарх и богослов Русской Православной Церкви архиепископ Херсонский и Одесский Никанор (Бровкович) в проповеди, произнесенной в Одессе (в 1884)1 Главной мыслью этой проповеди было теснейшее родство между ветхозаветной и новозаветной религией. Единение иудейства с христианством должно мыслиться не на почве индифферентизма или каких-либо отвлеченных общечеловеческих гуманистических принципов, а на реальной почве духовного и естественного родства и положительных религиозных интересов. Мы должны быть едино с иудеями, не отказываясь от христианства, не вопреки христианству, а во имя и в силу христианства, а иудеи должны быть едино с нами не вопреки иудейству, а во имя и в силу истинного иудейства. Мы потому отделены от иудеев, что мы еще «не вполне христиане», а они (иудеи) потому отделяются от нас, что они «не вполне иудеи». Ибо полнота христианства обнимает собою и иудейство, а полнота иудейства есть христианство (Православное обозрение. - 1884. —Май-июнь).
В основе выступления архиепископа Никанора лежала идея взаимопонимания и диалога между Православной Церковью и еврейством.
Эти стремления к сближению и диалогу не были одиноки в нашей Церкви.
Еще в 1861 г. епископ Нижне-Новгородский Хрисанф (Ретивцев), призывал Церковь содействовать прекращению враждебности и установлению отношений диалога и сближения с евреями (Труды Киевской Духовной Академии. —1861. —Сентябрь. —С. 1-2).
В духедиалога н сближения обращался к евреям и архиепископ Николай (Зиоров). «Еврейский народ близок нам по вере. Ваш закон — это наш закон, ваши пророки — это наши пророки. Десять заповедей Моисея обязывают христиан, как и евреев. Мы желаем жить с вами в мире и согласии, чтобы никаких недоразумений, вражды и ненависти не было между нами» (Варшавские беседы и речи. -Т. 3. - СПб., 1911).
Исходя из таких вероучительных и богословских убеждений, иерархи, духовенство и богословы нашей Церкви решительно осуждали всякие проявления антисемитизма, вражду и погромы в отношении евреев.
Во время знаменитого суда над Бейлисом, эксперты нашей Церкви (проф. Киевской Духовной Академии прот. Александр Глаголев и проф. Петербургской Духовной Академии Иван Троицкий) твердо защищали Бейлиса и решительно высказывались против обвинений евреев в ритуальных убийствах. Очень много сделал для защиты евреев от антисемитских нападений со стороны крайних радикально-правых организаций митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский).
Отдельно надо сказать об участии в защите евреев против всякого рода антисемитизма со стороны многих наших богословов и выдающихся религиозных мыслителей, как, например, Владимир Соловьев, Николай Александрович Бердяев, отец Сергий Булгаков. Соловьев считал защиту евреев с христианской точки зрения одной из важнейших задач своей жизни. Для него еврейский вопрос совсем не есть вопрос о том, хороши или плохи евреи, а есть вопрос о том, хороши или плохи мы, христиане.
Много сделали для христианско-еврейского диалога и сближения наши знаменитые православные религиозные мыслители и философы — евреи по происхождению С. Л. Франк и Л. Шестов. Однако не только лишь наши знаменитые иерархи и богословы участвовали в этом благородном деле. Многие священники на местах активно защищали и спасали евреев от погромов. Во время Второй мировой войны и нацистской оккупации духовенство и верующие нашей Церкви спасали и укрывали евреев, рискуя своей жизнью. Классические примеры этого — мать Мария (Скобцова), свящ. Димитрий Клепинин, свящ. Алексий Глаголев и многие другие, о подвигах которых следует всем нам знать и написать об их жертвенном служении спасению их еврейских братьев и сестер. К сожалению, проявления антисемитских настроений и выступлений в настоящее трудное для нашего общества время кризиса, распада и роста национального обособления н этнического шовинизма имеют место в нашей жизни и имеют питательную социально-политическую среду для своего роста и распространения среди крайних экстремистов радикально правых шовинистических групп. Задача Русской Церкви —- помочь нашему народу преодолеть это и победить зло обособления, этнической вражды, и узкоэгоистического национал-шовинизма. В этом трудном длянас деле мы надеемся на понимание и помощь наших еврейских братьев и сестер, ради построения совместными усилиями нового общества демократического, свободного, открытого и справедливого для всех, кто живет у нас, такого общества, из которого никто не желал бы больше уезжать, и где евреи жили бы уверенно, спокойно, ватмосфере дружбы, творческого сотрудничества и братства всех детей Авраама, детей единого Бога-Отца, Бога Авраама, Исаака и Иакова, Бога отцов ваших и наших.
С радостью должен засвидетельствовать здесь, что диалог и сближение с Русской Православной Церковью всегда находили положительный отзвук и поддержку со стороны общественных и духовных руководителей еврейских общин в нашей стране, представителей как евреев Ашкенази, так и евреев Сефарди. Из наиболее известных можно упомянуть Ицхака Бер Левинсона в первой половине XIX в., который не только был отцом движения Гаскала — движения высокой духовности среди евреев России, но был и инициатором с еврейской стороны диалога между евреями и Русской Церковью.
С инициативой такого диалога он обратился к архимандриту Христофору, ректору Кременецкой Духовной Семинарии на Волыни, где они оба жили и работали. Книга Левинсона (1834 г.) о диалоге с православными «Довольно крови» была переведена на русский язык и нашла широкое распространение. Она была настолько популярна среди православных, что наши реакционеры осудили ее, как опасную для православного духовенства (Пережитое. —СПб., 1911. —С. 16). Следует назвать здесь в связи с еврейско-православным диалогом и имена раввина Шмуила Александрова из Бобруйска — знаменитого еврейского каббалиста, находящегося под влиянием Владимира Соловьева и убитого немцами в 1941 году.
Говоря об отношении евреев к нашей Церкви следует вспомнить профессора Михаила Агурского из Иерусалима, очень много сделавшего для нашего сближения и бывшего знатоком истории евреев в России (Jews and the Russian Orthodox Church - A Common Legacy – A Common Hope //St. Vladimir Quaterly. —V. 35. —1991. —N1).
Недавно он приехал из Израиля в Москву на конгресс русской диаспоры и неожиданно умер. Вечная ему память и да почиет его душа на лоне Авраама, Исаака и Иакова.
Вообще евреи в нашей стране хорошо и с уважением относились к нашей Церкви и к ее духовенству. Ведь не случайно защитником митрополита Петербургского Вениамина в 1922 г. на суде по делу так называемых «церковных ценностей» был еврей (Гурович), который самозабвенно защищал митрополита и говорил, что этим еврейство возвращает долг Русской Церкви за защиту по делу Бейлиса на Киевском процессе, когда реакционные круги пытались подвести под обвинение все еврейство.
На иконостасе нашего русского храма в Иерусалиме начертаны слова псалмопевца: «Просите мира Иерусалиму» (Пс.122,6). Это сейчас то, что нам всем нужно, и вашему, и нашему народу, а, значит, и всем другим народам, ибо как Бог наш един Отец всех людей, так и мир(шалом) от Него един и неделим для всех чад Его.