Тексты молитв Недели о Единстве Христиан (18-25 января) 2010 года, подготовленные и опубликованные совместно Папским Советом по содействию единству христиан и Комитетом "Вера и Устройство" Всемирного Совета Церквей
Введение в тему молитв на 2010 год
В течение в прошлого столетия примирение между христианами принимало разнообразные формы. Духовный экуменизм показал, как важна молитва для христианского единства. Много энергии было отдано теологическим исследованиям, ведущим к большему доктринальному согласию. Плодотворные инициативы породило практическое сотрудничество между церквами на социальной ниве. Наряду с этими главными достижениями, особое место занимал вопрос миссии. Общепринято отмечать, что Всемирная Миссионерская Конференция 1910 года в Эдинбурге ознаменовала начало современного экуменического движения.
Миссия и Единство
Не каждым естественно проводится связь между миссионерским стремлением и желанием христианского единства. Действительно ли миссионерское обязательство церкви должно идти рука об руку с ее экуменическим обязательством? Благодаря нашему крещению мы уже являемся одним телом и призваны пребывать в общении. Бог сделал нас братьями и сестрами в Христе. Не это ли основа свидетельства, к которому мы называемся?
Исторически тот факт, что вопрос христианского единства часто поднимался вначале среди миссионеров, был обусловлен практическими причинами. Зачастую это было просто для того, чтобы избежать ненужного соревнования в условиях огромной нужды в людях и материальных средствах. Евагелизируемая территория была разделена, и временами делались попытки идти дальше параллельных друг другу действий и проводить некоторые общие проекты. Миссионеры различных церквей могли, например, объединять свои ресурсы для осуществления нового перевод Библии, и это это сотрудничество на службе Слово Божие привело к размышлениям о разногласиях между христианами.
Не отрицая соперничества между миссионерами, посланными различными церквями, следует также признать, что первенцы на миссиионерской ниве первыми осознали и трагедию христианского разделения. Европа привыкла к разделениям между церквами, но соблазн разобщённости выглядел ужасным для миссионеров, которые несли Евангелие людям, до сих пор ничего не знавшим о Христе до сих пор. Конечно, различные разделения в Церкви, которыми отмечена христианская история, имели богословские причины, но они несли также отпечаток породившего их контекста - исторического, политического, интеллектуального... Оправдан ли экспорт этих разделений народам, открывающим Христа?
В среде этих новообразованных местных церквей могли едва ли мог быть незамечен разрыв между возвещением любви, в которой они хотели жить, и фактическим разделением среди учеников Христа. Как вы можете донести до других примирение, предложенное в Иисусе Христе, если крещённые игнорируют друг друга или борются между собой? Как может проповедь одного Бога, одной веры и одного крещения христианскими группами, живущими во взаимной вражде, заслуживать доверия?
Итак, для участников Эдинбургской конференции 1910 года не был недостатка в экуменических вопросах.
Эдинбургская Миссионерская конференция 1910 года
Официальные делегаты протестантских миссионерских обществ от различных ветвей протестантства и англиканства, вместе с православными гостями, встретились летом 1910 года в шотландской столице. Конференция, которая не была собранием для принятия решений, не преследовала никакой другой цели, чем помочь миссионерам выработать общий дух и координировать их работу.
Присутствовали только те миссионерские, которые трудились для проповеди Евангелия в новых местностях, где ещё не знали Христа. Таким образом, общества, работающие в Латинской Америке или на Ближнем Востоке, где Римско-католическая церковь и православные церкви существовали уже долгое время, не были приглашены.
В 1910 году шотландский церковный пейзаж становился разнообразнее, и Римско-католическая и епископальные церкви всё ещё играли более важную роль. Эдинбург был выбран как место встречи из-за своей интеллектуальной и культурной активности. Известность его богословов и церковных деятелей также способствовала этому выбору. Шотландские протестантские церкви были также особенно активны в миссии и имели репутацию уделяющих внимание местным культурам.
Христианские Церкви в Шотландии сегодня
В честь этого важного этапа в истории экуменического движения для комиссии "Вера и церковное устройство" и Папского совета по содействию христианскому единству, проводящим Неделю молитв о единстве христиан, было естественно предложить шотландских церквах подготовить Неделя молитвы 2010 года, в то же время, когда они активно участвовали в подготовке к празднованию годовщины конференции 1910 года на тему: "свидетельства Христа сегодня" . В ответ на это церкви предложили в качестве темы "Вы же свидетели сему" (Лк. 24:48)
Библейская тема: Вы свидетели сему
В экуменическом движении мы часто размышляем о последней беседе Иисуса перед Его смертью. В этом последнем завещании подчеркивается важность единства учеников Христа: "да будут все едино... да уверует мир" (Иоан. 17:21)
В этом году церкви Шотландии сделали оригинальный выбор пригласить нас прислушиваться к последней беседе Христа перед Его вознесением: "так написано, и так надлежало пострадать Мессии, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему" (Лк. 24:46-48). Именно над этими последними словами Христа, что мы будем размышлять каждый день.
Во время Недели молитвы о христианском единстве 2010 года мы предложили следовать за всей 24-ой главой Евангелия от Луки. Будь то испуганные женщин у гроба, двое обескураженный учеников на пути в Эммаус или одиннадцать учеников, объятые сомнением и страхом - все, кто вместе встретили Воскресшего Христа, отправляются на миссию: "Вы - свидетели сему". Эта миссия Церкви дана Христом и не может быть присвоена никому. Это сообщество тех, кто был примирён с Богом и в Боге, и кто может быть свидетелем истины о силе спасения в Иисусе Христе.
Мы понимаем, что Мария Магдалина, Петр или два ученика в Эммаусе не будут свидетельствовать одинаково. Но в том победа Христа над смертью, что все помещено в сердце Его свидетеля. Личная встречи с Воскресшим коренным образом изменила их жизнь и в её уникальности для каждого из них одна вещь становится императивом: "Вы же свидетели сему." Их рассказы будет заострять внимание на разных вещах, иногда между ними могут возникнуть несогласия о том, что требует верность Христу, и всё-таки все будут трудиться для проповеди Благой вести.
Порядок экуменического богослужения
П = Предстоятельствующий
С = Собрание
I. ПРЕДНАЧИНАНИЕ
Вступительный гимн, во время которого выносится Библия или Евангелие и располагается на кафедре, столе или алтаре в зависимости от местных обычаев
Вступительный респонсорий:
П. “Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания”
С. “Один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас”
П. “Так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима… ”
С. “Мы - свидетели сему”
Приветственные слова предстоятельствующего в адрес всех присутствующих общин и их руководителей.
Вступительная молитва:
O, Воскресший Христос,
на дороге в Эммаус Ты сопутствовал ученикам,
сопутствуй нам на дороге веры,
на жизненных тропах и в каждой встрече,
возбуди в нас сострадание, чтобы мы могли приветствовать других
и слушать их рассказы.
Вновь зажги желание провозглашать Твоё Слово.
Да просветит оно нас, и да запишет в наших сердцах, свидетельство сему.
Пусть Дух Твой Святой научит нас искусству объяснении Писания
И открой наши глаза, чтобы узнавать Тебя.
Даруй нам мужество стать уязвимыми,
чтобы наши сестры и братья могли познавать Тебя через нас
И мы могли познавать Тебя через них.
Аминь
II. ЛИТУРГИЯ СЛОВА
Пение Евангельской аккламации (на выбор: гимн воскресения Христова, Великое славословие, Аллилуия со стихами, пасхальный псалом или посвящённый отправке свидетелей Вскресения)
Чтение всей главы 24 Евангелия от Луки
(Чтец может быть один или несколько: рассказчик, голос Христа, ангелов, учеников в Эммаусе и в Иерусалиме.
В стихе 34 возможен диалог чтеца с собранием: Чтец: Господь воистину воскрес и явился Симону. Собрание: Христос воскрес, Христос воистину воскрес, аллилуйя.
Другая возможность заключается в стихах хвалы между чтением трёх разделов главы: Пасхальная весть у гроба (стт.1-12); явление ученикам на пути в Эммаус (стт.13-35); явление Одиннадцати (стт.36-53). Возможны другие выражения хвалы - например, рукоплескания после каждого явления Воскресшего, как это делается в халдейской церкви.
Может быть предусмотрено использование икон, видео, картин, пантомимы)
Проповедь
(Должно быть определено время, отведенное на пение, музыку и тишину до и после проповеди)
Гимн
Приветствие мира
П. Иисус сказал Своим ученикам, “Мир оставляю вами; мир Мой даю вам”. Не взирай на грехи наши, но на веру Церкви Твоей и по воле Твоей благоволи умирить и объединить ее. Ибо Ты живешь и царствуешь с Отцом и Святым Духом во веки веков.
С. Аминь
П. Мир Господень да будет всегда с Вами.
С. И со духом Твоим.
Или
П. Мир Бога да будет всегда с Вами
С. Воскресший Христос - воистину среди нас
Или
П. Христос воскрес!
С. Воистину воскрес, Аллилуия.
Символ веры
Веруем во единого Бога,
Отца, Вседержителя,
Творца неба и земли,
всего видимого и невидимого.
Веруем во единого Господа Иисуса Христа,
Сына Божия, Единородного,
от Отца рожденного прежде всех веков,
Света от Света,
Бога истинного от Бога истинного,
рожденного, несотворенного, единосущного Отцу,
через Которого всё начало быть.
Ради нас, людей, и нашего ради спасения сошедшего с небес,
и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы,
и ставшего Человеком.
Распятого же за нас при Понтии Пилате,
и страдавшего, и погребенного,
и воскресшего в третий день по Писаниям,
и восшедшего на небеса, и сидящего одесную Отца,
и вновь грядущего со славою судить живых и мертвых,
и Царству Его не будет конца.
Веруем в Духа Святого,
Господа, Животворящего,
от Отца исходящего,
с Отцом и Сыном равно поклоняемого и славимого,
говорившего чрез пророков.
В единую, святую, соборную и апостольскую Церковь.
Признаём одно Крещение для прощения грехов.
Ожидаем воскресения мертвых,
и жизни будущего века. Аминь.
Приношения и гимн
III. ХОДАТАЙСТВА
Создатель и Спаситель наш Бога, мы хвалим Тебя за все наши различные общества, которые вместе хотят исповедать, словои и делом, свою веру в воскресшего Христа, животворящего нас.
Дай нам двигаться дальше в наших экуменических обязательствах, чтобы нам сильнее сплотиться, как в нашей благодарности за творение, так и в совместном действии для поддержки жизни.
С: Kyrie eleison (или альтернативный ответ)
Боже, явивший Себя нам в нашей истории, мы благодарность Тебя за то, что Ты пребываешь с нами и дал нам Сына Твоего, чтобы показать Свою любовь и разделить Свою славу.
Направь шаги всех, кто свидетельствует о Евангелии, к совершенному единству, в тщательном и терпеливом слушании культуры и истории народов.
С: Kyrie eleison
Боже, никогда не оставляющий от нас, благодарим тебя за опыт двух учеников на пути в Эммаус с воскресшим Христом.
Дай нам ощущать присутствие Христа с нами на нашем пути. Воспламени наши сердца и открытой наше понимание, что мы можем что мы можем свидетельствовать Твоё активное присутствие в силе воскресения Его.
С: Kyrie eleison
Боже, от Которого приходит всякий дар совершенный, мы благодарим Тебя, что от начала времён из поколения в поколение Ты никогда не переставал пробуждать облако свидетелей, которые через которых передаёшь веру Апостолов (здесь каждая конгрегация может упомянуть местных евангелистов и мучеников).
Молимся, чтобы мы могли быть преданы этой вере, которой вверены, и созидательны, чтобы вместе открыть новые пути Евангелия.
С: Kyrie eleison
Боже сострадания, мы благодарим Тебя, примирившего мир через крест Сына Твоего.
Умножь в нас веру, данную нашим церквям и каждому из нас, во Христа и следование Его примеру, крепость всегда предстоять людям в их жизни, страданиях и смерти.
С: Kyrie eleison
Боже, мы возлагаем на Тебя нашу надежду и хвалим Тебя за обещание Иисуса, “Се, Я с вами во все дни до скончания века”
Ты видишь сомнения, окружающие наши сердца на пути к христианскому единству. Следуя примеру пионеров экуменической конференции в Эдинбурге 1910 года, просим Тебя дать нам крепость, чтобы осудить вместе наши нынешние страхи, и ясность, чтобы в 2010 году восстановить доверие на пути исполнения Твоей воли.
Молитва Господня
Отче наш, сущий на небесах!
да святится имя Твое;
да приидет Царствие Твое;
да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
хлеб наш насущный дай нам на сей день;
и прости нам долги наши,
как и мы прощаем должникам нашим;
и не введи нас в искушение,
но избавь нас от лукавого.
IV. АПОСТОЛАТ
Молитва посвящения
П. Помолимся.
С. Возьми нас там, где мы есть, туда, где Ты хочешь, чтобы мы были;
сделай нас не только хранителями наследия,
но живыми знамениями Твоего грядущего Царства;
зажги в нас жажду справедливости и мира между всеми людьми;
наполни нас той верой, надеждой и любовью, которые воплощают Евангелие;
и силою Святого Духа соделай нас одним,
чтобы мир мог уверовать, чтобы имя Твоё могло воцариться в нашем народе,
чтобы Церковь Твоя могла быть Твоим действенным Телом.
Мы обязуемся, любить Тебя, служить Тебе,
И следовать за Тобой как пилигримы, а не пришельцы.
(Взято из Вступительного служения Действия Церквей Вместе в Шотландии)
Благословение
П. Благодать Господа нашего Иисуса Христа,
любовь Бога
и общение Духа Святого
да пребудут всегда с нами.
С. И со духом твоим.
Или
П. Господи, победивший тьму светом,
даруй нам мир.
Господи, победивший смерть жизнью,
даруй нам мир.
Господи, победивший одиночество любовью,
даруй нам мир.
Или другое благословение.
Отпуст
П. Сегодня воскресший Христос говорит к нам, “как послал Меня Отец, так Я посылаю Вас ”.
C. Аминь.
П. Нам благовествовали воскресение Иисуса, “мы - свидетели сему”. Идите в мире Христовом, аллилуиа!
С. Благодарение Богу. Аминь, аллилуиа!
Заключительный гимн
Оригинал на сайте Ватикана
Восемь дней
На протяжении Недели молитв о единстве христиан 2010 года ского Единства мы каждый день размышляем о 24 главе Евангелия от Луки, останавливаясь на вопросах, которые она задаёт: вопросы Иисуса Его ученикам; вопросы, котрые апостолы задают Христу.
Каждый из этих вопросов позволяет нам выдвигать на первый план особый путь свидетельства о Воскресшем.
Каждый из них наводит нас на размышления о нашей ситуации разделённой церкви и о том, как конкретно мы можем исправлять это. Мы уже свидетели и должны стать лучшими свидетелями. Как?
Прославляя Того, Кто дарует нам дар жизни и воскресения (День 1);
Познавая, как свидетельстввать о нашей вере другим (День 2);
Исповедуя, что Бог совершает в нашей жизни (День 3);
Благодаря за веру, которую мы приняли (День 4);
Признавая победу Христа после всего страдания (День 5);
Стремясь всегда быть более преданным Слову Божию (Днем 6);
Возрастая в вере, надежде и любви (День 7);
Предлагая гостеприимство и познавая, как принимать, когда оно предлагается нам (День 8).
Не будет ли наше свидетельство более сответствовать Христову Евангелию в каждом из восьми аспектов, если мы засвидетельствуем вместе?
День 1 (18 января)
Тема: Свидетельство через радость жизни
Текст: что вы ищете живого между мертвыми? (Лк. 24:5)
Чтения
Быт. 1:1, 26-31 И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма
Пс. 103:1-24 Как многочисленны дела Твои, Господи!
1Кор. 15:12-20 если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес
Лк. 24:1-5 что вы ищете живого между мертвыми?
Молитва
Боже, наш Творец, мы хвалим Тебя за всех, кто свидетельствует о своей вере словом и делом.
Живя жизнью с избытком, мы встречаем Твоё любовное присутствие в многообразии опыта, предлагаемого нам Тобою.
Пусть наше общее свидетельство радостью жизни объединит нас в благословении перед Тобой, Создателем всего живущего.
Вопросы для размышления
1. Насколько ваше собственный свидетельство и свидетельство вашей церкви наполнено радостью жизни?
2. Знают ли другие из вашего свидетельства, что Христос воскрес из мертвых?
3. Что вы видите считаете областью роста в вашей жизни?
4. Существует ли наследие прошлого, за которое цепляются церкви, и которое должно быть отправлено на покой по причине нового вселенского сознания?